Общие требования к любой рекламе, в том числе размещаемой на автотранспортном средстве, закреплены в ст. 5 ФЗ «О рекламе». В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Рекламы алкогольной продукции, лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, продукции военного назначения и оружия, финансовых услуг деятельности, ценных бумаг, реклама основанных на риске игр, пари, реклама услуг по заключению договоров ренты, реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации имеют свои особенности и регламентируются главой 3 ФЗ «О рекламе».
Данные требования необходимо знать рекламораспространителю и рекламодателю, однако в целях пресечения возникновения претензий надзорных органов перед размещением какой-либо рекламы на автомобиле следует изучить данные нормы права и предъявляемые требований, чтобы максимально обезопасить себя.
К примеру, реклама алкогольной продукции и табака должна в обязательном порядке содержать предупреждение о вреде данной продукции, при этом такое предупреждение должно занимать не менее 10 % от рекламной площади (п.3 ст. 21, п.3 ст. 23 ФЗ «О рекламе»).
Порядок размещения рекламы на автотранспортном средстве регулируется ст. 20 ФЗ «О рекламе».
Реклама на автотранспортном средстве:
- может быть размещена только на основании договора между владельцем авто и рекламодателем (лицом, которое распространяет рекламу);
- не должна преобразовать машину в передвижную рекламную конструкцию, это категорически запрещено законодательством (п.2 ст. 14.38 КоАП);
- не может быть размещена на спецтранспорте: скорая, полиция, пожарная служба и др., которые имеют специальную графическую окраску и имеют оборудование для подачи звуковых и световых сигналов. Также запрещается размещение рекламы на транспорте Почтовой службы со спецсимволикой;
- не может быть размещена на транспорте, перевозящем опасные грузы (вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности (Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения)). Ответственность за нарушение данного запрета предусмотрена п. 3 ст. 14.38 КоАП РФ.
Размещение на ТС отличительного знака не всегда должно расцениваться как реклама. Обозначение только наименования организации, согласно разъяснения ФАС России в письме от 02.12.2011 N АК/44977, не является рекламой, однако указание контактных данных (телефонов, е-майлов, адресов) относит данную информации к рекламной.
Реклама на ТС не должна ограничивать обзор и создавать угрозу безопасности движения, иначе грозит штраф (п. 4 ст.14.38 КоАП). Размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) противоречит данному правилу по мнению ФАС России изложенному в письме от 10.03.2011 N АК/8234.
Распространение звуковой рекламы с помощью ТС также запрещено (п. 5 ст.14.38 КоАП).
Реклама на транспортном средстве не должно совпадать или имитировать раскраску оперативных служб (п. 3 ст. 12.4 КоАП)
Ответственность за нарушение требований ФЗ «О рекламе», согласно ст. 38 данного закона, несут рекламодатель (изготовитель или продавец товара), рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств), рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму), если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Таким образом, при выявлении каких-либо нарушений на транспортном средстве виновником не может быть признан владелец этого автомобиля, что подтверждается судебной практикой (к примеру, дело N А82-7275/2014).
Рекомендуется размещать рекламу на площади авто не более 50%, для того чтобы цвет транспортного средства возможно было определить, в том числе сотрудникам ДПС в ходе штатной проверки или же прохождения техосмотра. В таком случае не потребуется внесение изменений в ПТС. Изложенная рекомендация ранее была закреплена в Приказе МВД РФ №410 от 7 июля 1998 г. «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» (п.3 раздела I), который был отменён в 2011 году. Однако новый регламент/закон относительно размещения рекламы на транспортном средстве и возможной площади занятия рекламой площади авто не был принят. В связи с этим изложенное относительно возможности занятия рекламой площади авто носит исключительно рекомендательный характер.
Юрист Серёгин Кирилл
Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.